Увинский район
Муниципальный округ Увинский район Удмуртской Республики

Историческая справка

История органов местного самоуправления Увинского района

Местное самоуправление было традиционной формой организации населения и решения его проблем на протяжении довольно длительного периода развития.  Его первые патриархальные формы в виде родовых и сельских общин были известны еще до формирования государственных образований. Позднее возникли такие формы самоуправления, как вольные города, крестьянские общины, купеческие гильдии. Они были весьма далеки от современного местного самоуправления, но позволяли населению, его отдельным слоям самостоятельно решать свои проблемы с помощью избранных должностных лиц.  


Провозглашение России Республикой Советов «снизу доверху» привело к ликвидации органов местного самоуправления. В основном они прекратили свою деятельность в 1918 году. Формирование системы Советов – от сельсоветов до Верховного Совета – за многие десятилетия привело к тому, что не только у населения, специалистов-практиков, но и у многих теоретиков представление о публичной власти сводилось исключительно как о власти государственной. Соответственно, если шла речь о местных Советах – это была речь о местных органах государственной власти, которые для осуществления возложенных на них государственных полномочий управляли государственной собственностью и исходили из сметы доходов и расходов единого государственного бюджета. В сельской местности местное самоуправление осуществлялось в форме проведения сходов граждан, избрания старост деревень, председателей уличных, домовых комитетов. Население самостоятельно решало вопросы самообложения, пожарной безопасности, благоустройства населенных пунктов и другие общетерриториальные вопросы.


Увинский район образован на основании постановления объединенного заседания Удмуртского обкома ВКП/б/ и Президиума Удмуртского облисполкома от 8 января 1935 года из сельсоветов Вавожского,Селтинского и Сюмсинского районов. Были проведены выборы в районный Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, избран исполнительный комитет районного Совета.  Исполком райсовета в составе председателя, заместителя председателя и секретаря является органом коллегиального руководства, действующего на основе исполнения решений избравшего его Совета. Все вопросы, входящие в его компетенцию, исполком решает на заседаниях большинством голосов.


Первым председателем райисполкома был Жужгов И.  В марте 1936 года на должность председателя была избрана Жуйкова Т.К. Под её руководством развернулось строительство административных и жилых зданий, стали благоустраиваться дороги. В 1939 году Жуйкову Т.К. перевели работать в Наркомфин УАССР.


Председатели исполкома Увинского райсовета с 1939 по 1994 годы


Быков Афанасий Михайлович (1939 -1943)


Терентьев Дмитрий Платонович (1943 -1951)


Малых Константин Ильич (1954 - 1955)


Слепинин Василий Нефедович (1955 - 1959)


Увин Сергей Прохорович (1959 - 1961)


Семичев Алексей Николаевич (1961-1962)


Димитриев Анатолий Георгиевич (1963 -1967)


Тубылов Афанасий Ильич (1967 - 1974)


Корепанов Валентин Константинович (1974 -1977)


Тюлькин Аркадий Николаевич (1977 - 1981)


Лисицин Иван Иванович (1981 -1987)


Дранков Виктор Иванович (1987 - 1994)


Имя Димитриева Анатолия Георгиевича широко известно в Увинском районе и далеко за его пределами. В течение 20 лет (1970-1989) он работал первым секретарем райкома КПСС, 4 года – председателем исполкома Увинского райсовета.

Во время руководства Анатолия Георгиевича сделано много в районе: проведен природный газ, строится жилье, новые производства. Внедренные им комплексные планы социально-экономического развития района имеют реальное воплощение и сегодня. Он всегда видел перспективу, стремился к совершенству, к внедрению передового и прогрессивного опыта.


В непростых для страны условиях принятие Закона СССР от 9 апреля 1990 года ознаменовало начало существенного поворота в системе властных отношений. Тем более, что Закон не только восстановил понятие местного самоуправления, но и определил важнейшую основу его деятельности – коммунальную (муниципальную) собственность. Более детально правовой статус местного самоуправления установил Закон РСФСР от 6 июля 1992 года № 1550-I «О местном самоуправлении в Российской Федерации». Его принятие было связано с внесением принципиального положения в действовавшую Конституцию РСФСР о том, что местные Советы более не входят в единую систему представительных органов государственной власти.


В нашем районе в те годы было утверждено положение «О местном самоуправлении в Увинском районе». В связи с тем, что закон не допускал совмещения должностей председателя исполкома и председателя райсовета, было принято решение райсовета о введении должности председателя Совета депутатов и председателя исполкома райсовета. Председателем исполкома остался Дранков Виктор Иванович, а председателя районного Совета депутатов избрать с двух попыток не удалось, поэтому было решено возложить обязанности председателя райсовета на заместителя председателя Горячих Ю.Е. Районный Совет состоял в то время из 70 депутатов. Вместо президиума депутаты райсовета решили избрать малый совет из 20 человек. Председатель исполкома райсовета наделен полномочиями главы Администрации района.


Годы становления местного самоуправления проходили в очень трудных экономических и общественно – политических условиях. Вспомним распад Советского Союза, путч, запрет коммунистической партии Советского Союза, смена общественно – политического строя, обвал рубля, рост цен, приватизация государственной и муниципальной собственности, смена организационно – правовых форм предприятий.  


В 1993 году решением депутатов райсовета были установлены местные налоги и сборы: целевые сборы на благоустройство, содержание милиции и нужды народного образования с предприятий и организаций в размере 3% годового фонда оплаты труда;  сбор на право торговли;  налог на перепродажу автомобилей; налог на рекламу; лицензионный сбор за право торговли вино – водочными изделиями.


Указом Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н. от 9 октября 1993 года «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность районных, поселковых и сельских Советов народных депутатов была прекращена, а их функции возложены на соответствующие местные администрации. Во исполнение данного Указа в Увинском районе прекратили деятельность Увинский поселковый и сельские Советы народных депутатов. Таким образом, 1990-1993 годы хотя и не привели к формированию системы местного самоуправления, но позволили существенно пересмотреть устоявшиеся взгляды на систему российской государственности, заложить правовую основу будущей муниципальной реформы. Развернувшиеся в эти годы дискуссии о судьбе местного самоуправления в России постепенно сформировали представление о модели российского местного самоуправления, которая была закреплена в конституционном акте.


С принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации начинается история современного местного самоуправления.  Конституция Российской Федерации закрепила местное самоуправление в ст. 3 как форму народовластия, а в ст. 12 – как основу конституционного строя.   Она стала основой для разработки и принятия в 1995 году Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


10 апреля 1994 года состоялись выборы депутатов Увинского районного Совета первого созыва и главы местного самоуправления Увинского района, который одновременно являлся и главой районной администрации, и руководил работой Совета депутатов, имел статус высшего должностного лица.


В райсовет первого созыва было избрано 29 депутатов, до этого Совет состоял из 70 депутатов. В результате всенародного голосования и поддержки 81% избирателей главой местного самоуправления Увинского района стал Дранков Виктор Иванович, до этого занимавший должность председателя исполкома Увинского райсовета.

На протяжении 10 лет Дранков В.И. возглавлял исполнительную власть в районе, являясь председателем исполкома райсовета и главой местного самоуправления района.  На его долю выпало руководить районом в трудное перестроечное время, когда были разрушены все устои, проводились политические и экономические преобразования. Именно в эти годы произошла реорганизация органов государственной власти и законодательно утверждено местное самоуправление. Виктор Иванович стал первым руководителем местного самоуправления района. В истории местного самоуправления нашего района это единственный пример, когда руководитель района был избран путем прямого голосования избирателей.

Председателем Увинского районного Совета депутатов начиная с  1994-года и по 1998 год становится Ленточкин Евгений Петрович.

На первой сессии районного Совета депутатов первого созыва 6 мая 1994 года рассмотрены проекты Устава местного самоуправления, проекты схемы местного самоуправления и штатной структуры, которые были отложены на доработку. На второй сессии райсовета 7 июня 1994 года Устав местного самоуправления Увинского района был принят единогласным голосованием. Также на этой сессии были утверждены: схема местного самоуправления, штатная структура из 65 единиц, положения о местном самоуправлении пос.Ува и сельсоветов, об органах территориального общественного самоуправления.


С 1997 по 2002 годы исполняющим обязанности главы местного самоуправления, а затем главой Администрации Увинского района работал Сергей Григорьевич Иконников. Районный Совет депутатов в эти годы (1998 – 2002) возглавляет Обухов Виктор Георгиевич.

Большую роль в становлении местного самоуправления сыграли Законы Удмуртской Республики, которыми определились территориальные и организационные основы местного самоуправления. Формировалась нормативная основа деятельности органов местного самоуправления района. В целом, к концу 1990-х годов была создана достаточно весомая правовая и организационная основа местного самоуправления, накоплен определенный опыт деятельности. Вместе с тем практика Федерального Закона №154 – ФЗ выявила ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления. В их числе нечеткость в определении компетенции муниципальных образований, несоответствие ресурсов исполняемым обязанностям, удаленность органов местного самоуправления от населения, непроработанность механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, ряд других проблем.


Председателем районного Совета депутатов третьего созыва в 2002 году избирается перспективный депутат Головин Владимир Анатольевич. В этом же году Иконникова С.Г. на должности главы Администрации сменил Субботин Сергей Петрович, проработавший в этой должности до 2006 года.


Очередной этап в истории формирования правовой основы местного самоуправления начинается в 2003 году после принятия Федерального Закона от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный Закон установил вопросы местного самоуправления для всех типов муниципальных образований: поселений, муниципальных районов, городских округов.


Администрацией района и Советом депутатов под руководством Субботина С.П. и Головина В.А. проделана значительная работа   по претворению в жизнь 131 Федерального Закона. В те годы разрабатываются Устав района и регламент  в новой редакции. Наряду с совершенствованием законодательства о местном самоуправлении приводятся в соответствии с законодательством и другие нормативно – правовые акты органов местного самоуправления Увинского района. Местное самоуправление приблизилось к населению путем создания муниципальных образований – сельских поселений. До этого местное самоуправление в Удмуртской Республике на протяжении 10 лет существовало только на районном и городском уровне. В Увинском районе вместо 18 сельских и 1 поселковой Администрации было создано 17 муниципальных образований со статусом сельских поселений.  16 октября 2005 года состоялись выборы депутатов представительных органов вновь образованных муниципальных образований – сельских поселений. В последующем приняты Уставы муниципальных образований, разработан и утвержден внушительный пакет других нормативных документов по организации деятельности вновь созданных муниципальных образований.


2 марта 2008 года состоялись выборы депутатов муниципальных образований поселений второго созыва,  4 марта 2012  года – третьего созыва, а 18 сентября 2016 года избран новый состав депутатов муниципальных образований поселений четвертого созыва.


Совет депутатов муниципального образования «Увинский район» четвертого  созыва избирался на муниципальных выборах 8 октября 2006 года.


Особенностью  выборов 4 декабря 2011 года  стало то, что депутатов районного Совета депутатов пятого созыва  впервые избирали по  мажоритарно пропорциональной (смешанной) избирательной  системе. Из 33 депутатов  - 16 избирались по одномандатным избирательным округам и 17 - по единому муниципальному округу.


С 2006 года по 2016 год  Советом депутатов муниципального образования «Увинский район» руководил Головин Владимир Анатольевич,  являвшийся  одновременно председателем райсовета и главой муниципального образования «Увинский район».


Депутаты шестого созыва избраны на выборах 18 сентября 2016 года по той же смешанной системе, сроком на пять лет. В 2016 году существенно изменилась  система управления муниципалитетом, введено так называемое «единоначалие». Совет депутатов по новому законодательству возглавляет Председатель районного Совета депутатов, который  избирается из состава депутатов. Он же осуществляет руководство районным Советом депутатов.  Глава муниципального образования, как и прежде, является высшим должностным лицом в районе, избирается из числа депутатов, но возглавляет Администрацию района. При этом полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой муниципального образования, прекращаются. Должность главы Администрации района с 2016 года упразднена.


Таким образом, с 2016 года по настоящее время Совет депутатов  муниципального  образования  «Увинский район»  шестого созыва  возглавляет  Митрюкова Ирина Александровна, главой муниципального образования «Увинский район»  является  Головин  Владимир  Анатольевич.
    

В завершении необходимо отметить, что высокий профессионализм каждого руководителя, чуткое отношение к нуждам людей, умение видеть перспективу позволили не только сохранить производство и социальную сферу района в разные годы, но и развивать их. Все вышеупомянутые руководители, безусловно, внесли и продолжают вносить свою лепту в развитие местного самоуправления в Увинском районе.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie